Сейлор Мун - аниме, на котором воспитано целое поколение отаку в России. С него начинали многие, поэтому SM узнаваем, популярен и любим. В основе произведения лежит манга Наоко Такэути, вследствие популярности которой и появился сериал. Надо отметить, что в Японии любима именно манга, чей сюжет значительно отличается от аниме. В России «Сейлор Мун» оказался востребован, так как это было первое аниме, доступное большому количеству зрителей. Естественно, в такой ситуации данный сериал стал очень популярным. Не хочется быть злой, но ведь есть очень правильная поговорка - «на безрыбье и рак рыба»...
SM - аниме для девочек и про девочек. Можно сказать, что все, начиная сюжетом и заканчивая главными героями, отлично вписывается в жанр сёдзё с элементами сэнтая. Кто не мечтала однажды проснуться и увидеть себя любимой многими и защитницей мира? Усаги Цукино, главной героине «Сейлор Мун», повезло, именно она оказалась такой девочкой. Вот про ее-то нелегкую судьбу и вещают нам в течение двухсот с небольшим серий.
Сюжет прост - борьба добра со злом. Зло - нелепо, хотя и старается. Добро... Вот нелепость зла и вытекает из невозможности победить такое (!) добро. Наоко Такэути не первую мангу творила, когда создавала «Сейлор Мун» - опыт у нее уже был, поэтому многие вещи хорошо продуманы. Например, позиционируется простая девочка, сладкоежка, неумеха, плакса и лентяйка. Таких очень много. В отличие от Миаки, Усаги не воспринимается всеми как обязательный источник к почитанию. Окружение достаточно критично к ней относится, хотя если и влюбляются в этом сериале, так в основном в ту же Усаги.
Еще один плюс: различное сочетание жанров не создает особой проблемы - серий-то больше двухсот. Можно и развернуться! Главный жанр все равно легко определяется, так почему бы и не поэкспериментировать? А все остальные жанры подаются в сериале таким образом, что претендуют только на девушек: ни намека на мужское восприятие.
Вообще, с одной стороны - однобокость, с другой - такая отличная ориентация на определенный сегмент аудитории. При этом авторы, видимо, считают, что у девочек плохо с логикой, аналитикой, психологией, и вообще, не женское это дело - думать. Как иначе объяснить постоянные недочеты в сюжетных линиях? Взять только прошлое и будущее. Известно, что правдоподобно смоделировать связь времен мало кому в литературе или кино удается, но чтобы так ужасно изобразить эту связь? Это ведь постараться надо.
Если прибавить к этому сумасшедших врагов, странных участников событий, адекватно чувствующих себя при контакте с демонами, и попытки переписать историю вселенной в нескольких версиях, которые друг с другом не сочетаются, за один сериал, становится понятным, что главное - это герои, их переживания и эмоции. Зачем думать - надо переживать и сочувствовать. Очень огорчает тот факт, что с увеличением порядкового номера сезона смысл все больше теряется в неуместных шутках и нелогичных событиях...
Все начинается очень даже хорошо – представлена команда девушек, которые борются за мир в целом и за свои семьи, возлюбленных и друзей в частности. Очень хорошо продумана именно эта часть противостояния – отдельные серии посвящены знакомым, которых спасают, отдельные – просто борьбе, поэтому глобальность прослеживается, но не довлеет над сюжетом.
Я уже писала, что «Сейлор Мун» - аниме для девочек. Так вот главные персонажи - тоже девочки. Респект авторам - они наделили героинь почти всеми видами широко распространенных характеров. Это и отличница, и неудачница, и ветреная красавица... Есть девушка, живущая без родителей, есть – которой не везет в любви. Авторы идеально подобрали героинь – многие зрительницы могут ассоциировать их с собой. Все персонажи объединены общей целью, и, надо сказать, у них ни разу не возникла идея отказаться - они сожалели, но не больше. Все-таки простое мужество авторы изобразить сумели. С остальным хуже. Усаги настолько глупа, что пока кто-нибудь не крикнет ей, что пришло время действовать, она не будет. Чаще всего этим кем-то оказывается ее возлюбленный. Бедный парень! У него явно какая-то мания, иначе что это он забирается каждый раз на крышу, ветку дерева, фонарный столб или еще куда? Какая тут серьезность в восприятии боя, если ждешь, пока главная героиня начнет сражаться, а она ждет, пока бойфренд на дерево залезет? А ведь именно эта серьезность - сюжетообразующий фактор.
Интересен тот момент, что в качестве аниме для девушек «Сейлор Мун» страдает отсутствием харизматичных мужских персонажей, таких, которые бы демонстрировались в течение всего сериала, пусть на заднем плане, но тем не менее. Стоит только ввести такого персонажа, как он умирал, или его теряли из виду. Очень много подобных сюжетных линий были закончены ничем.
Но это еще не все. С появлением новых героев старые постепенно глупеют. К пятому сезону нормальными остались только вновь появившиеся и одна девочка - воин-разрушения, которую мало показывают. Вообще, решение некоторых проблем просто удивляет. Например, одна из девочек несёт в себе силу, которая невольно может способствовать возрождению зла, но при этом остаётся единственной, кто примиряет зрителей с существованием другой героини – надоедливого ребенка… Так вот, эта девочка не умерла, как требовал бы сюжет, а стала грудным ребенком. Обидно за персонажа.
А еще есть любовь между девочкой и конем. Конечно, конь волшебный и девочка не простая. Но… представьте, как человек, будучи конем, разглядел будущую девушку в девочке?
Враги также неизлечимо глупы и очень самоуверенны. Отличительная черта - громкий смех сумасшедшего, видимо, в расчете, что все от него разбегутся или умрут. И симпатичная внешность не дает проникнуться сочувствием к мужчинам. Нет ни печали или обреченности, ни внутренних противоречий. И все наказания кажутся полностью оправданными. Конечно, зло должно быть наказано, но такое зло – это ошибка природы и все. Его не должно быть по определению. И на примере «Сейлор Мун» трудно познать в сравнении, что именно добро, ибо не с чем сравнивать.
Но при всем этом авторы не страдают черно-белым изображением персонажей. И положительные герои подвержены злу, и злодеи мечтают стать людьми. Любовь и дружба изображены очень хорошо. Особенно трогателен любовный треугольник в последнем сезоне: Усаги, ее молодой человек и еще один ее поклонник. Так что либо воспринимать опасность для мира и вообще борьбу как обрамление (не очень удачное) эмоций и чувств, либо просто не уделять этой стороне сюжета внимания, что, однако, очень затруднительно.
Нарисовано все достаточно неплохо. Надо сказать, что к пятому сезону стиль рисовки значительно изменился не в лучшую сторону. Есть недоделанные лица и фигуры. Есть неловкие движения персонажей. Есть ужасные сцены сражений. НО, как ни странно, в целом все смотрится не так плохо, как при анализе по отдельности.
Когда персонажи нарисованы тщательно - они красивые и очень индивидуальны. Это и разнообразные сочетания цвета глаз и волос, и стиль одежды для каждой героини, и неплохие аксессуары.
Нельзя не отметить неплохую фоновую рисовку, неплохую, ибо хорошей ее тоже не назовешь. Еще очень бросается в глаза именно гардероб главных героинь - где японцы видели девушек, которые так одеваются? Если такие реально существуют, то мне их искренне жаль. Усложненные боевые костюмы героинь смотрятся в последнем сезоне так, что кажется, они мешают девушкам двигаться. А оружие Усаги - это отдельная история. Это надо видеть. Чтобы оценить, его называют жезлом, но в русском языке, великом и могучем, есть слово, точно его характеризующее - «булава». А еще очень надоедают к концу сериала превращения воинов, они все усложняются и в конце занимают почти половину от времени серии.
Демоны - смешны, но неизвестно - по задумке авторов или потому, что нелепы. Злодеи... Все они либо нетрадиционной ориентации, либо обладают извращенным вкусом. Лучше все получились две говорящие кошки…
Редкое аниме может похвастаться таким количеством музыкальных композиций, как «Сейлор Мун». Но много - не значит хорошо. В самом сериале музыка создает обстановку - ибо, несмотря на то, что эмоции главных героев должны восприниматься нами легко и пониматься, это не всегда происходит. Такое количество глаз-точек, иероглифов, пара изо рта мало где встретишь, понять, что именно выражают герои в данный момент - не всегда возможно. Вот музыка и не дает запутаться, за что ей спасибо - больше не за что! С другой стороны, музыка к «Сейлор Мун» – очень качественный и в чем-то даже оригинальный j-pop. Любители порадуются.
В целом и общем сложно что-то сказать однозначно. Трудно посоветовать смотреть целиком. Избранные серии - очень даже. Если бы убрать четвертый сезон и некоторые серии из всех остальных, получилось бы забавно и неплохо. Но, исходя из того, что имеем - только для девочек школьного возраста, чтобы мечталось им лучше...
Рецензия #2:
© Артём Федько, 2005.02.03
Как это иногда бывает, ничем, казалось бы, не примечательный сериал, словно по мановению волшебной палочки, становится культовым произведением, завоевывает и продолжает удерживать в своей власти умы тысяч фанатов и, что самое удивительное, совершенно разной возрастной категории. Доподлинно не известно, как авторам удаётся сотворить подобные картины, но, по моему мнению, режиссёру Икухаре это удалось в полной мере. Созданный им в 1992 году первый сезон сериала про Воинов в матросках получил высокие оценки зрителей и перешёл в разряд культовых во многих странах, включая и просторы бывшего Союза (прим. автора: школьная форма для девочек в Японии очень похожа на одежду моряков). Предлагаю не бросать это дело на самотек и разобраться в причинах столь головокружительного успеха, так сказать, углубить, а потом расширить.
В начале обратимся к первоисточнику, а точнее к художественному исполнению, возможно, в нем и кроется причина популярности. Спешу разочаровать любителей быстрой развязки, навряд ли можно сказать, что графика чем-то выделяется. Отмечу, что герои изображены немного диспропорционально — нижняя часть тела длиннее верхней. Это стандартный и повсеместно используемый анимешный прием, позволяющий персонажам выглядеть более легкими, стройными и привлекательными, с чем я полностью согласен, хотя моя бывшая учительница рисования наверняка бы влепила трояк всем художникам студии. В виде довеска идёт разумное использование Чиби-арта и неплохо прорисованные комические моменты, чем очень часто пренебрегают многие создатели более «серьёзных» и «взрослых» фильмов. Наличие всего этого позволяет воспринимать действо заметно проще и непринужденней. Так в чем же причина успеха — если не в графике, то только ли в сюжете?
А может, все дело в волшебных пузырьках?
Итак, перед нами главная героиня Усаги Цукино (Лунный Кролик, прим. автора: в старом японском предании рассказывается, что следы на Луне были оставлены лунным кроликом). Что же такого необычного в этой девчонке? В том-то и дело, что практически ничего. У нее есть родители и брат, школа, в которой она, честно говоря, не очень-то и преуспевает, свои подростковые мечты и переживания — это абсолютно нормальный, да простят мне такой оборот, среднестатистический подросток. Таких, как она, в мире большинство, но практически каждая девчонка, да и не только, в мире мечтает, что однажды в её жизни произойдет какое-нибудь экстраординарное событие, которое в мгновение ока изменит судьбу, заставить всех остальных увидеть свою незаменимость и индивидуальность. Это и произошло с Усаги, когда однажды она встретилась с говорящей кошкой Луной. Нет, девочка хорошая, ничего психотропного она не принимала, просто кошка действительно оказалась необычной. И поведала Луна героине страшную тайну, что, мол, вот она — простая японская девчонка, ни кто иная, как защитница Земли, и не просто Коммандос какой-нибудь, а самая настоящая волшебница — Сейлор Мун. Не замечаете ничего знакомого? Все-таки психология людей разных стран не настолько уж сильно отличается — смотрите, у Емели была щука. Ну да ладно, он не очень показательный герой. Вот лучше возьмём многострадального Ивана — у него был Конёк-горбунок, у Усаги есть кошка, оба животных магические и, судя по контексту, поумнее своих хозяев. Последние напротив же — недалёкого ума, но простодушные и добрые. Далее, и Иванушка не прочь побить баклуши, и Усаги любительница ничегонеделания, зато оба героя, когда это нужно, могут выполнить ответственнейшие поручение, а главное — встать за друга горой. Такая схожесть говорит о том, что в данном случае затрагиваются общечеловеческие нормы поведения и чаяния, единые для разных культур.
Да, к слову, раз мы уже затронули друзей, то оказалось, что у Сейлор Мун есть ещё, ну, назовём их коллегами по работе, а точнее Воины разных планет и стихий. Это такие же, как Усаги, девчонки, которые раньше не знали о том, что являются Воинами Света и Добра. Однако они все разные люди — в том смысле, что каждая являет собой не только иную магическую силу, но ещё и является носителем другого характера. В начале их только трое: Усаги, Ами Мицуно — Сейлор Меркурий и Рей Хино — Сейлор Марс. Ни дать ни взять — три богатыря, только в женском обличии. Правда, потом добавляются еще две героини: Макото Кино - Сейлор Юпитер и Минако Аино — Сейлор Венера. Все вместе они сражаются на страже Добра, Любви и Справедливости, на которые посягают злые силы. Вот только битвы у них получаются весьма оригинальные, это сразу же ярко свидетельствует о том, что фильм в основном нацелен на женскую аудиторию. Что я имею ввиду? Ну, посудите сами, основная сюжетная линия всецело акцентируется на жизни и взаимоотношениях героинь и окружающих людей, скажем, как в молодёжных сериалах, а битвы протекают только тогда, когда злые силы уж совсем, невзирая на лица, лезут в душу с грязными ногами. Вот тут и завязывается бой, но только какой-то он выходит скоротечный и бескровный, героини именем Луны, или, к примеру, при помощи фаэр бола или, того проще, мыльных пузырьков отправляют недруга к праотцам без единой капли крови. Это свидетельствует о том, что процесс уничтожения противника, в отличии от многих картин, рассчитанных на подростков противоположного пола, не является самоцелью.
И, конечно же, сериал не был бы полным, не окажись там возлюбленного главной героини — некого Мамору, в быту обычного парня. Ему нравится Усаги (точнее сказать — это она ему больше на шею вешается), но не суть дело, а вот ночью или, точнее было бы сказать, практически всегда, когда Усаги сражается со Злом, он является в облике странного незнакомца Такседо (не узнать, конечно, сложно), что бы помочь Сейлор Мун.
Интересным является тот факт, что возлюбленный есть только у Усаги, по-моему, это сделано для того, что бы акцентировать основное внимание на одном персонаже и не распылять интерес зрителей.
Итак, что же мы имеем в конце? А имеем мы сериал, рассчитанный на женскую подростковую аудиторию, но это не значит, что его нельзя смотреть людям постарше и парням, я же ведь смотрел по молодости, но всё же факт остаётся фактом. Почему он столь популярен? Да потому что затрагивает, помимо общечеловеческих ценностей (что, в принципе, делается в каждой картине), ещё и ценности повседневные. В картине показывается жизнь не Золушки (до Золушки Усаги не дотягивает), а простой, заурядной поначалу девчонки, жизнью которой хотели бы пожить многие подростки. А если нельзя прикоснуться к мечте, то стоит, хотя бы, посмотреть на неё.
И ещё одна, как мне кажется, причина популярности этого сериала в бывшем Союзе. Она проста до безобразия — для многих Сейлор Мун явился первым качественным аниме-произведением в жизни. А, как известно, первая любовь запоминается на всю жизнь.