Разработка
В 2002 году компания «Hasbro», специализирующаяся на выпуске игрушек, решила снять кинокартину по мотивам своей продукции[21]. Продюсер Дон Мёрфи хотел снять фильм по мотивам «G.I. Joe» — линейки игрушек-солдатиков, но, когда вспыхнула война в Ираке, «Hasbro» предложила вместо этого экранизировать «Трансформеров»[22]. Позже к проекту присоединился Том ДеСанто, так как был большим фанатом этих героев.[5] Двое продюсеров решили изучить вселенную Трансформеров[22]. Они встретились с создателем комиксов Саймоном Фарменом и тщательно исследовали мультфильм и комикс «Поколение 1»[22], решив в итоге развивать историю вокруг Матрицы создания — талисмана, передающегося от одного лидера автоботов к другому[8]. В черновике сценария ДеСанто решил выбрать человеческую точку зрения на события, чтобы больше заинтересовать зрителей и сблизить их с происходящим[23]. История получилась похожей на фильм-катастрофу, так как Мёрфи хотел, чтобы фильм был максимально реалистичным.[8] В черновике сценария среди персонажей были представлены Оптимус Прайм, Айронхайд, Джаз, Проул, Ратчет, Уилджек, Бамблби, Мегатрон, Старскрим, Саундвейв, Раведж, Лазербик, Рамбл, Скайварп и Шоквейв[24].
После того, как продюсерам отказали в нескольких студиях, ДеСанто встретился с Майклом ДеЛукой, который организовал ему встречу со Стивеном Спилбергом[7]. Фанат комиксов и игрушек[5], Спилберг стал исполнительным продюсером фильма. В ноябре 2004 года в качестве сценариста для фильма был нанят Джон Роджерс[25]. Его сценарий содержал по четыре трансформера на стороне автоботов и десептиконов[26] и космический корабль «Ковчег»[27]. Позже к команде присоединились большие фанаты мультфильма Роберто Орчи и Алекс Курцман[28], нанятые в феврале 2005 года, чтобы переработать сценарий[29]. Спилберг предложил им идею: фильм должен рассказывать «о парне и его машине»[30]. Сэм и Микаэла стали главными героями ещё в первом варианте сценария[31], в котором трансформеры ещё не умели разговаривать. В следующем варианте всё изменилось — сценаристы решили, что постоянно молчащие трансформеры выглядели бы нелепо, к тому же лишить их голоса было бы настоящим предательством фанатов мультсериала[28]. Сценаристы, вдохновлённые спилберговским фильмом «Инопланетянин», не дали голоса только Бамблби, чтобы подчеркнуть его дружбу с Сэмом, которая должна была «быть выше слов»[32].
Майкл Бэй после съёмок «Острова» хотел сделать какой-нибудь семейный фильм[33], однако Стивен Спилберг пригласил его в качестве режиссёра «Трансформеров»[34]. Бэй не хотел браться за эту работу, считая её «тупым игрушечным фильмом»[7]. Тем не менее, спилберговская идея о «парне и его машине» заинтересовала Бэя, и он посетил «Hasbro», где проникся уважением к вселенной «Трансформеров»[6]. В довершение всего, ему понравилась необычные сценарные задумки, например, сцена сражения на скорости 137 километров в час[33], и комедийные сценки, в которых трансформеры вмешиваются в мирную жизнь людей[6]. Тон фильма был выбран на пересечении между кинокартинами «Близкие контакты третьего рода» и «Семь самураев»[7]. Бэй хотел сделать фильм интенсивным и реалистичным[17], и сценаристы согласились с этим, отвергнув хронологию «Поколения 1»[35]. Сам Бэй не был фанатом «Трансформеров» и пытался сделать фильм так, чтобы он мог понравиться таким же не-фанатам[6]. Сценарист Роберто Орчи вырезал корабль «Ковчег» из сценария, потому что его удивляло, что «пришельцы, способные трансформироваться в различные машины, должны путешествовать на другой машине»[36]. Девушка-автобот Арци также была вырезана, так как у сценаристов было очень мало экранного времени на объяснение культуры роботов[31]. Бэй расширил сюжетные линии солдат в Ираке[37], посчитав, что первый вариант сценария был «слишком детским».[34] Чтобы усилить ощущение угрозы, количество десептиконов было увеличено[38], а число автоботов, напротив, уменьшено: сценаристы вырезали автобота Проула.[39]
Дизайн роботов
Автомобиль автобота Айронхайда на фестивале «Detroit River Walk» в 2007 году
Автомобиль автобота Айронхайда на фестивале «Detroit River Walk» в 2007 году
Разработка дизайна трансформеров началась в июне 2005 года совместно с «Hasbro», которая оказывала максимальную поддержку создателям фильма[40]. Следуя желанию Майкла Бэя сделать трансформеров более реалистичными, роботы были спроектированы в деталях, чтобы выглядеть объёмно[33] и подчеркивать своим обликом инопланетное происхождение[41]. Трансформация была сделана ограниченной — в отличие от мультфильмов и комиксов, каждый персонаж, трансформируясь, сохраняет размеры, что объясняет выбор объекта для трансформации[42]. Из-за этого пришлось изменить объект трансформации для многих роботов. Так, был отвергнут изначальный грузовик Оптимуса Прайма: он делал Прайма всего лишь семиметровым в высоту, поэтому Бэй решил использовал «Peterbilt», самый большой доступный грузовик[43]. Кроме того, Бэй нанёс на грузовик огненный рисунок, чтобы выделить Прайма и сделать его более стильным, а также добавил ему рот, чтобы можно было более явно выражать его эмоции[6]. Для Бамблби оригинальной формой был автомобиль «Volkswagen Beetle», и Дон Мёрфи настаивал на её сохранении[44], но Бэй отклонил это предложение, чтобы избежать сравнений с известным в США автомобилем, ставшим героем фильмов серии «Herbie the Love Bug»[45]. В результате был выбран «Chevrolet Camaro», так как он, по словам Бэя, обладал дружелюбным видом.[42] Другие автоботы приняли формы машин от фирмы «General Motors», что сохранило 3 миллиона долларов бюджета,[6] хотя Бэй надеялся, что ему предоставят более крупную машину, чем «Pontiac Solstice», для Джаза[37].
В противоположность знакомому облику Оптимуса Прайма, альтернативная форма Мегатрона была изменена с пистолета «Вальтер Р-38» на самолет пришельцев, а его лицо сделали более уродливым и угрожающим[18]. Многочисленные тесты анимации заставили Бэя сделать ноги другого десептикона, Старскрима, птицеподобными, чтобы по ходу действия могли проявиться его ловкость и скорость[46]. Бэй принял дизайн большинства десептиконов ещё перед началом проработки характеров и отличительных черт персонажей, чтобы «Hasbro» могла начать разработку игрушек[37]. Робота Блэкаута изначально хотели назвать Саундвейвом[47], но «Hasbro» захотела, чтобы этот персонаж мог трансформироваться в аудиомагнитофон[26]. Дон Мёрфи посчитал, что это унизило бы роль Саундвейва[8], и сценаристы согласились, что в этом случае персонаж будет мало похож на свой оригинал из мультфильма[38]. Они переименовали его в Саундбайта[48], а потом во Френзи, одного из помощников Саундвейва[38]. Официальные имена роботов были подтверждены в августе 2006 года[38], хотя сам Бэй ещё не был полностью уверен в них[46]. Это привело к тому, что Браула в окончательной версии фильма стали называть Девастатор[49]. В послесъёмочный период, когда началась разработка спецэффектов, фанаты выразили беспокойство по поводу дизайна головы Мегатрона, который в результате пришлось изменить в последний момент[7].
Съёмки
Чтобы получить в своё распоряжение больше денег для фильма, Майкл Бэй отказался от 30 % своего гонорара и выбрал для съёмок территорию США, а также съёмочную команду, с которой он уже работал[50]. За 83 дня съёмок он снял в несколько раз больше материала, чем планировалось[34]. Бэй получил поддержку армии США, которая снабдила съёмочную группу авиацией и машинами для альтернативных форм десептиконов, в частности, самолетами «F-117», «C-130», «C-17» и двумя «CV-22 Osprey» из трёх доступных на тот момент[49]. Благодаря сотрудничеству с военными, «Трансформеры» стали первым фильмом, снятым в Пентагоне после террористической атаки 11 сентября[42].
Cъёмки начались 22 апреля 2006 года на военно-воздушной базе США Холломэн[42]. 9 июня того же года съёмки продолжились на плотине Гувера[51]. На съёмку кульминационной битвы потребовалось шесть недель работы в Лос-Анджелесе[42]. Сведение отснятого материала началось 24 сентября, хотя вторая съёмочная группа все ещё продолжала работу в Арктике и Детройте[52], закончив её только 4 октября.[34].
Эффекты
Майкл Бэй и Стивен Спилберг предлагали немало идей для боевых сцен[9]. Бэй предпочёл снять четырнадцать боевых эпизодов без декораций, в реальных условиях, чтобы потратить на их съёмки меньше денег[33]. Компанией «General Motors» было предоставлено по три версии каждой машины на случай непредвиденных аварий[42]. Каскадёры надевали чёрные вязаные шлемы, чтобы сливаться с темным интерьером автомобилей, создавая видимость отсутствия водителей в машинах[53]. Бэй использовал аниматику, чтобы помочь актёрам представить себе Трансформеров. Компанией «FXPerts» была создана пятиметровая модель Бамблби, студией «KNB» — кукла Френзи[42]. Кроме того, в реквизит входили оторванный хвост Скорпонока[54], голова Оптимуса Прайма с точками для анимации (motion capture)[55] и заледенелые ноги Мегатрона[56]. Реквизит занял 12[54] из 630 кадров со спецэффектами[34].
Студия по созданию спецэффектов «Industrial Light & Magic» начала шестимесячный процесс создания трансформаций на компьютере в 2005 году, внимательно следя за тем, чтобы ни одна деталь машин не мешала другой во время трансформирования роботов[57]. Трансформеры, спроектированные с учётом законов физики, стали не столь впечатляющими по сравнению с персонажами мультсериала, так что их сделали более подвижными[58]. Из-за сложного дизайна Трансформеров даже простейшее запястье робота требовало проектирования семнадцати видимых частей[42], а пушка Айронхайда была сделана из десяти тысяч частей[33]. Такая детальность потребовала 38 часов на обработку одного кадра анимации[42], что заставило студию «ILM» увеличить производительность обрабатывающих компьютеров[59]. Каждая отрендеренная деталь выглядит как настоящий металл, блестящий или тусклый[58]. С каждой съёмочной сцены были сделаны фотографии и создано световое окружение на компьютере, что сделало роботов ещё убедительнее[59].
Многочисленные моделирования движущихся деталей были запрограммированы в роботах, поэтому обработчикам требовалось сфокусироваться только на анимации[59]. В конце концов персонажи стали больше похожи на людей, чем на громыхающих монстров[6]. По этой причине для них были созданы глаза, похожие на человеческие[9]. Бэй просил аниматоров «ILM» просмотреть фильмы о боевых искусствах, чтобы сделать схватки роботов более изящными[6]. Аниматоры постарались перенести манеры Лайама Нисона на Оптимуса Прайма, а поведение Бамблби основано на манерах Майкла Джея Фокса в фильме «Назад в будущее»[42]. Сценаристы Роберто Орчи и Алекс Курцман, заметив неожиданные особенности получившейся анимации, добавили новые диалоги и переработали некоторые сцены, чтобы связать их с поведением роботов[60]. Скотт Фаррар, контролировавший создание спецэффектов, сказал, что сцена, которой он больше всего гордится — это когда автоботы скрываются от родителей Сэма, так как «там много юмора и впечатляющего ночного освещения»[58]. «ILM» создала 430 сцен с тринадцатью основными роботами, в то время как стороние студии «Digital Domain» и «The Asylum» занимались второстепенными сценами, например, трансформацией телефонного автомата под действием силы Искры[34].
Военная техника в фильме
Boeing V-22 Osprey. В самом начале фильма появляется пара военно-транспортных самолётов с поворотными двигателями V-22 Osprey, которые до сих пор находятся в стадии войсковых испытаний. V-22 при взлёте ведет себя как вертолёт, а при полёте — как самолёт, объединяя в себе лучшие качества этих машин. Переход с режима вертикального взлёта и висения на режим горизонтального полёта занимает 12 с. Крейсерская скорость Osprey составляет 510 км/ч, практическая дальность — 3900 км, а грузоподъемность — 24 десантника или 9 т груза.
Sikorsky CH-53. Первый десептикон появляется на экране в образе тяжелого десантно-транспортного вертолёта Sikorsky CH-53E Super Stallion для корпуса морской пехоты США. Разработка вертолета началась в 1971 году, и уже в 1981 году первые машины стали поступать на вооружение корпуса морской пехоты США. Характерной особенностью CH-53 является отклоненная влево на 20° плоскость вращения рулевого винта для получения вертикальной составляющей тяги винта, компенсирующей заднее положение центра тяжести.
Lockheed F-22 Raptor. Первый в мире многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor выступает в фильме на стороне как ВВС США, так и десептиконов. Это самый дорогой истребитель в мире — его стоимость превышает $100 млн. Выполненный по технологии «стелс», самолёт может нести на внутренних узлах подвески разнообразные ракеты классов «воздух-воздух», «воздух-земля» и корректируемые авиабомбы со спутниковым наведением. Встроенная 20-мм пушка в нерабочем состоянии закрывается специальными шторками.
Lockheed AC-130H Gunship
Lockheed AC-130H Gunship
Fairchild A-10 Thunderbolt. Первого десептикона в Аравийской пустыне расстреливают A-10 Thunderbolt, одни из лучших штурмовиков в мире. Весь самолёт построен вокруг 30-мм семиствольной пушки GAU-8/A, призванной, подобно консервному ножу, вскрывать крыши бронетехники противника. Во избежание попадания пороховых газов в воздухозаборники, авиадвигатели причудливо вынесены наверх фюзеляжа. Помимо пушки с бронекомплектом в 1350 снарядов A-10 может нести на 11 узлах внешней подвески до 7 т разнообразного вооружения.
Lockheed AC-130H Gunship. Добивать десептикона после штурмовиков прилетает воздушный линкор AC-130H Gunship, созданный на базе военно-транспортного самолёта C-130 Hercules. Он оснащён совершенными телевизионными, радиолокационными, тепловизионными и прочими комплексами, способными засекать противника при любой погоде. Основным оружием служит пятиствольная 25-мм автоматическая пушка GAU-12U, стреляющая вбок, в то время как самолет закладывает крутой вираж. Сейчас на вооружении армии США находится не менее девяти таких самолетов.